Версия // Москва // В Москве в 42-й раз прошел Всероссийский конкурс научных работ школьников «Мы и биосфера»

В Москве в 42-й раз прошел Всероссийский конкурс научных работ школьников «Мы и биосфера»

6814

Конкурс будущих Ньютонов

В разделе

С этого года он вошел в Городскую конкурсную программу под названием «Новые вершины». Символично, что одной из основ «Новых вершин» стало востребованное сегодня среди учащихся естественно-научное направление. Среди организаторов конкурса – Департамент образования Москвы и Московский дворец пионеров.

Столица школьных исследований - Москва.

По словам организаторов, на нынешний конкурс было подано более 1500 заявок из самых разных регионов России. Среди научных руководителей конкурса - легендарный Николай Николаевич Дроздов - телеведущий, профессор географического факультета МГУ, академик Российской академии естественных наук; генеральный директор ГБПОУ «Воробьёвы горы», лауреат Всероссийского конкурса «Лидер в образовании» Ирина Валентиновна Сивцова; доктор биологических наук, профессор географического факультета МГУ, профессор Российской академии наук Алексей Владимирович Бобров. И конечно же, главный судья конкурса, курирующая его уже более 30-и лет, заслуженный работник культуры РФ, член-корреспондент РАЕН Тинатин Давидовна Эгнаташвили.

Традиционно работы естественно-научного направления распределяются по 6-и секциям: Зоология, Ботаника, Биоэкология, Экологические проблемы, Химия. В этом году по числу поданных заявок явно лидировала секция «Общая биология и медицина», куда было подано 184 заявки, далее следовали секции «Зоология» (162 работы) и «Химия» (110 заявок). Участники распределяются по двум возрастным группам: учащиеся 1-5 классов и учащиеся 6-11 классов. Чем отличались работы учеников двух возрастных групп и каковы требования к ним? Вот, что рассказал «Нашей Версии» ответственный секретарь конкурса, кандидат педагогических наук, лауреат Национальной экологической премии им. Вернадского Александр Колосков:

«Требования ко всем работам единые: это качество и количество представленных цифровых материалов, степень личного вклада учащегося в работу (фотографии с участием учащегося, видеосюжеты с ним, рассказы о собственном опыте и т.п.); иллюстративный ряд, который должен раскрыть нужность и глубину выбранной темы. Однако, играет роль и возраст авторов работ: чем старше - тем выше требования».

В нынешнем конкурсе участвовали школьники из Архангельска, Калининграда, Ростова-на-Дону, Туапсе, Мурома Владимирской области, Борисоглебска Воронежской области, а также из Крыма, Нижегородской области, Рязанской области, Самарской области и города Донецка. Было также много заявок из подмосковных городов и городских округов.

Любовь Захтаренко, ученица 2 класса ГБОУ школы «Интеллектуал», г. Москва:

«Я уже второй раз становлюсь победителем этого конкурса. В прошлом году мое исследование в секции «Экологические проблемы» называлось «Какая вода полезнее?». Работая над проектом, я побывала на станции водоподготовки и узнала, как очищают воду, которая потом становится водопроводной, взяла там несколько интервью у специалистов. Я поставила несколько экспериментов с разными видами воды. Опыты, кстати, показали: вода из реки Сетунь настолько богата солями и минералами, что овес, к примеру, растет на ней в два раза быстрее, чем на обычной водопроводной или фильтрованной воде! В этом году я стала лауреатом благодаря исследованию мало изученных гекконов Лепидодактилусов. Эти теплолюбивые животные, попав в Живой уголок нашей школы, начали размножаться без помощи самцов, партеногенетически! Хотя чаще всего у этих ящериц двуполое размножение, при помощи самцов. Кстати, методом партеногенеза в природе размножается все больше животных. Мне было интересно разобраться, почему это происходит. Для того, чтобы сделать полноценное исследование, я научилась работать с телекамерой, отсняла 240 часов наблюдений, описала все фрагменты. В будущем я хотела бы стать врачом – репродуктологом, который помогает детишкам появляться на свет».

«Профессию выбрал благодаря конкурсу»

Обычно работы старших школьников более наукоёмкие. Однако вот уже несколько лет наблюдается интересная тенденция: самыми яркими, тщательно подготовленными, выразительными по подаче оказываются доклады в младшей возрастной группе. Дело в том, что ребята нередко включают в работу творческие элементы: например, рисунки, поделки, проводят опросы. От этого работы становятся более запоминающимися.

Вот, что рассказал «Нашей Версии» ученик 3 класса московской школы №109

Алексей Щукин:

«Уже второй год подряд я становлюсь лауреатом 1 степени на этом конкурсе в секции «Общая биология и медицина». Оба моих проекта посвящены микробиологии. Первый проект назывался «Норовирус – универсальный агент». После того, как я тяжело переболел норовирусом, понял, насколько он опасен. Я решил рассказать об этом как можно большему количеству людей, сделал исследование на эту тему. Я многому научился: работать с микроскопом, считать результаты, делать диаграммы.В этом учебном году меня заинтересовала тема кариеса. Проект я назвал: «Не целуй меня, мама!». В популярных изданиях пишут, что кариес вызывается бактерией «Streptococcusmutans», которая передаётся ребёнку с первым поцелуем мамы. Я поставил себе цель - доказать, что это не так, и у меня это получилось! В будущем я планирую заниматься проектами по микробиологии».

Интересно, что в секции «Химия» принимают участие и младшие, и старшие школьники. Организаторы конкурса считают, что интерес к этой науке надо пробуждать с самых простых опытов и экспериментов. Вот, что рассказал «Нашей Версии» ответственный секретарь конкурса Александр Колосков:

«В секции "Химия" младшие ребята только пробуют разобраться в заинтересовавших их явлениях. Большой популярностью пользуются темы о природных красителях, мыловарении и выращивании кристаллов. В старшей группе, где ученики уже начали изучать этот предмет, работы чаще всего связаны с неорганической химией. Каждый год к нам приезжают выступающие из разных регионов России, которые в своих исследованиях определяют качественный состав воды и почвы. Эти работы актуальны с точки зрения рационального природопользования. Часто объектами исследования становятся продукты питания, бытовая химия и лекарственные средства. Конкурсанты-старшеклассники – это чаще всего ребята, которые уже определились со своей будущей профессией».

Приятно отметить, что практически во всех 6-и естественно-научных секциях конкурса «Новые вершины» в этом году Лауреатами 1 степени стали учащиеся московских школ. И это не только ученики «профильных» биохимических учебных заведений и классов. Среди победителей – ребята из обычных общеобразовательных школ. Это закономерно, ведь главная цель московского образования –творческое отношение к учебе и моральная поддержка социально активных, самостоятельно мыслящих, одарённых детей.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.06.2018 11:22
Комментарии 0
Наверх